Возведение храма

Возведенный храм
Возведенный храм

Окончательный проект храма, хотя в целом и представлял видоизмененную основу проекта 1883 года, значительно отличался от конкурсного варианта: основной объем здания с возвышающимся пятиглавием был слит по горизонтали со столпообразной колокольней, здание предлагалось возводить по одну сторону канала, стилистически выдержанно. Смещенный на восток, собор приоткрывал перспективу канала. А.А.Парланд писал: «Высочайше утвержденный в Гатчине 1 мая 1887 года проект для храма Воскресения… мною составлен по указанию Его Величества в стиле времен московских царей XVII века. Выдающимися образцами этой эпохи являются церковь Василия Блаженного в Москве, целая группа храмов в Ярославле, в Ростове и др. Изучая эти прекрасные памятники русской старины, стараясь восприять не только умом, но и сердцем те пути и приемы, те средства, которыми пользовались зодчие того времени, стараясь насколько возможно понять тайну их творчества, я принялся с увлечением за возложенную для меня работу».

Новым для своего времени было решение инженерных вопросов, связанных со строительством собора, и прежде всего фундамента. По периметру здания для предотвращения проникновения грунтовых вод и вод канала был сооружен глиняный замок, состоящий из двух, а со стороны канала даже из трех рядов шпунта, пространство между которыми заполнили глиной.

Парланд отказался от обычной в Петербурге забивки свай под фундамент, заменив их бетонным основанием. Это явилось новшеством в практике строительного искусства того времени и первым подобным опытом в строительстве Петербурга.

На поставке строительных материалов для собора работали русские и зарубежные фирмы. Поставщиками кирпича являлись крупнейший в России завод «Пирогранит» и зигерсдорфские заводы Германии, изготовившие глазурованный кирпич для фасадов. В облицовке стен здания эстляндским мрамором принимали участие эстонская фирма «Кос и Дюрр». Облицовку цоколя гранитом выполняла известная в Петербурге скульптурная мастерская Грациозо Боты.

Сравнительно небольшие размеры здания и вместе с тем большая его теплоотдача предъявляли повышенные требования к отоплению храма. Оно было воздушным. В подвале установили 2 паровых котла и 8 калориферов. Подогретый воздух через каналы в стенах подавался в главный зал, в купола и к иконам 1-го яруса на южной и северной стенах. Главный купол дополнительно обогревался чугунными батареями, к которым пар подавался по медному паропроводу через чердак большой апсиды. При больших морозах и для экономии топлива забор воздуха осуществлялся из помещения храма по каналам, расположенным под скамьями. Уже зимой 1907 года стало ясно, что созданная система калориферов оказалась недостаточной. Были установлены дополнительные калориферы, а в северной части алтаря – даже печь. Систематические сквозняки усиливали теплоотдачу. Для борьбы с ними были навешены дополнительные двери, а в притворах пришлось заложить кирпичом окна.

К моменту открытия храма здание полностью электрифицировали. Существовало три виды освещения: дежурное, обычное и парадное. Храм освещали 1689 электроламп.

Была создана молниезащита, при этом громоотводами служили кресты центральной главки и колокольни, а контуры заземления располагались по южной и северной стенам колокольни.

В начале XX века сооружение храма обусловило и перепланировку территории, примыкающей к зданию.

Реконструкция этой части города велась по проектам инженеров Н.Н.Митинского, Н.А.Житкевича, Г.Г.Кривошеина и архитекторов А.А.Парланда и Р.Ф.Мельцера. В результате вокруг храма была создана специальная площадь, выложенная брусчаткой. Южная, восточная и северная стороны площади были оформлены дугообразной оградой, исполненной по проекту А.А.Парладна в стиле раннего модерна. Ограда состояла из 52 звеньев со стилизованным растительным орнаментом, кованных на петербургском заводе К.Винклера в 1903-1907 годах. Вдоль ограды шел тротуар из лещадных плит с гранитным цоколем, с южной стороны примыкавший к тротуару собора. Восточная часть площади перед храмом была оформлена газонами и цветниками.

Храм Воскресения Христова (Спас-на-крови) – один из немногих сохранившихся мемориальных художественно-исторических памятников России конца XIX – начала XX веков. Это едва ли не единственный сохранившийся памятник, посвященный Александру II в России.