Проектирование
23 апреля 1883 года состоялось первое заседание созданной комиссии. Решался вопрос о наименовании собора, и архимандрит Игнатий предложил назвать его храмом Воскресения Христова.
Комиссия просуществовала до 1889 года, когда разразился беспрецедентный скандал: Министерство императорского двора возбудило уголовное дело против конференц-секретаря Академии художеств. Его обвинили в присвоении казенных средств. Конференц-секретарь Исеев, несмотря на «могучую защиту» в лице великого князя Владимира Александровича, был осужден и сослан, а его имущество конфисковано.
В 1892 году вновь создается комиссия «для административно-хозяйственного и технического надзора за сооружением». Вице-председателем ее стал генерал-лейтенант Скалон. Однако после назначения Скалон внезапно умирает, и его обязанности возлагаются на графа Татищева, который исполнял их до освящения храма 19 августа 1907 года.
На строительство храма-памятника государство выделило по смете 3 млн. 600 тыс. рублей серебром. Это были огромные по тем временам деньги. Однако фактическая стоимость строительства превысила сметную на 1 млн. рублей.
Этот миллион рублей на строительство храма-памятника внесла царская семья.
Ну а как же разговоры о том, что храм построен на народные деньги, собранные по всей России? К сожалению, это неверно.
Городская дума действительно передала комиссии собранные средства – пожертвования в сумме 580 тысяч рублей, да и то в основном в ассигнациях. Из отчета А.А.Парланда известно: «Во впадинах цоколя с южной, восточной и северной сторон храма на двадцати досках норвежского темно-красного гранита высечены и покрыты позолотой надписи из выдающихся жизни и царствования царя», и далее из «Отчета» мы узнаем, что первоначально на гранитных досках предполагали написать имена всех «жертвователей», но отказались от этой мысли, поместив на них манифесты и указы, так как оказалось, что сумма собранных денег так невелика, что все имена можно было разместить на одной доске.
Обязательным условием второго тура конкурса было пожелание Александра III , «чтобы будущий храм напоминал душе зрителя о мученической смерти покойного императора Александра II и вызвал верноподданнические чувства преданности и глубокой скорби русского народа». Второй конкурс на проект храма был объявлен в апреле 1882 года. В нем приняли участие архитекторы: А.Г.Бенуа, Л.Н.Бенуа, Р.А.Гедике, А.М.Павлинов, В.А.Шретер, А.И.Резанов и другие.
Отсутствие конкретных требований к проекту при участии в конкурсе ведущих архитекторов различных направлений ставило их в сложное положение.
В марте 1882 года Комиссии по сооружению храма был представлен 31 проект. Большинство проектов было выполнено в академическом русско-византийском стиле.
Несмотря на общее стилевое решение, проекты первого тура можно условно разделить на три группы, созданные в духе официально признанного типа кубовидного здания, пятиглавого, кресто-купольного храма. Прототипом для первой группы послужили московские храмы Соборной площади второй половины XV – начала XVI веков, представляющие собой пример соединения «русско-византийских» форм с классическими приемами.
В основу второй группы проектов легли композиционные схемы собора св.Софии в Константинополе. Даже в проекте они подавляли своей массой. Массивные возвышающиеся объемы, составленные из сплошных стен, увенчанных пятью куполами или одним тяжелым куполом, придавали храму скорее вид усыпальницы, чем памятника.